Государство придержало мощность

10 Дек 2010 | Автор: admin |

Государство смогло выстроить механизм либерализации энергорынка так, что конкурентные цены на мощность на 2011 год не поднялись значительно выше установленного Федеральной антимонопольной службой (ФАС) потолка. Но чтобы неэффективные мощности не стали убыточными, пришлось ввести дополнительные тарифные решения. Например, станции с самой дорогой энергией просто получили государственные тарифы.

Параметры долгосрочного рынка мощности, по которым будут работать генерирующие компании в 2011 году, оказались лишь на 4% выше регулируемых цен, установленных государством. На конкурентном отборе мощности на следующий год (КОМ-2011), проведенным «Системным оператором ЕЭС», цена на мощность в зонах свободного перетока (ЗСП) Центра и Урала составила 123 тыс. руб. за 1 МВт в месяц. Только в этих регионах цена определялась по свободным правилам долгосрочного рынка мощности, на остальной территории единой энергосистемы, где, по мнению ФАС, конкуренция была недостаточна, был установлен потолок цены (price-cap). В европейской энергозоне price-cap и, соответственно, цена на мощность составили 118,1 тыс. руб., в Сибири — 126,4 тыс. руб. за 1 МВт в месяц.

В общей сложности на КОМ-2011 было отобрано 48 генкомпаний и 288 электростанций, общий объем «старой» мощности колеблется от 147 до 155,3 ГВт. Кроме того, без отбора прошли новые мощности, построенные по обязательным инвестпрограммам и оплачиваемые по повышенным ставкам в рамках договоров на поставку мощности. Их объем должен за 2011 год удвоиться с 5,1 ГВт в январе до 11 ГВт в декабре. Максимальный объем отобранной мощности достигнет 165,5 ГВт.

Выручка генкомпаний формируется из двух частей — выплат за мощность и электроэнергию. Цена мощности — ежемесячные выплаты, которые получают генкомпании. Она должна компенсировать условно-постоянные затраты электростанций. Переменные затраты (в т. ч. расходы на топливо) компенсируются за счет цены на реально выработанную электроэнергию. Либерализованный долгосрочный рынок мощности (ДРМ), вводящийся с 2011 года, должен был на нескольких КОМах подряд определить уровень цены на мощность на пять лет вперед.

Однако даже условная либерализация ДРМ при сохранении антимонопольного потолка цен — это не единственный элемент госрегулирования. Часть электростанций (или отдельных энергоблоков) были переведены на так называемый вынужденный режим. Это либо станции, которые не удовлетворяли техническим условиям «Системного оператора», либо энергоблоки со слишком высокими постоянными расходами. Для вынужденного режима цену на мощность и тариф на электроэнергию определяла Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

В большинстве случаев этот тариф значительно выше и потолка цен, и конкурентной цены. Минимальный тариф на мощность в вынужденном режиме — 99,4 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, такую ставку получила часть мощностей Сургутской ГРЭС-1 (принадлежащая «Газпрому» ОГК-2). Максимум тарифа — 1,49 млн руб. за 1 МВт в месяц (Уренгойская ГРЭС ОГК-1, находящейся в управлении «Интер РАО»). В приказе ФСТ по вынужденному режиму упомянуты отдельные энергообъекты всех ОГК и ТГК, кроме принадлежащих КЭС (ТГК-5, ТГК-6, Волжская ТГК, ТГК-9) и финской Fortum (ОАО «Фортум», экс-ТГК-10).

Но и части электростанций, прошедших КОМ-2011, придется ориентироваться на тарифные решения ФСТ. В конкурентных ЗСП Центра и Урала после отбора всей необходимой «Системному оператору» мощности, согласно правилам, отбираются 15% самых дорогих заявок генкомпаний. Самая высокая из оставшихся заявок и определяет финальную цену мощности. Для 15% дорогих заявок ФСТ считает «экономически обоснованный тариф». Мощности этих энергоблоков будет оплачиваться по меньшей из двух оценок — собственной заявки генкомпании и тарифа ФСТ. Учитывая, что, согласно прогнозу «Совета рынка», спрос на мощность в этих зонах составит около 47 ГВт, этот механизм затронет около 7 ГВт.

Попадание в «верхние 15%» для многих электростанций значительно повышало цену на мощность в сравнении с уровнем КОМ-2011. Например, мощности Губкинская ТЭЦ (контролируемая ОНЭКСИМом «Квадра», экс-ТГК-4) получила тариф 3,86 млн руб. за 1 МВт в месяц — в 31 раз выше цены КОМа. Шарьинская ТЭЦ (ТГК-2 группы «Синтез») — 2,3 млн руб. за 1 МВт в месяц, что в 19 раз выше КОМа. Но ряд энергообъектов были оценены ФСТ явно ниже своих заявок. Так, для части мощностей Троицкой ГРЭС ОГК-2 экономически обоснованная цена составила 52,8 тыс. руб. за 1 МВт в месяц, Воронежской ТЭЦ-2 «Квадры» — 35,6 тыс. руб. В этих энергокомпаниях причины такого расхождения в оценках с ФСТ не пояснили. В «Газпром энергохолдинге» отметили, что в целом результатами КОМ-2011 довольны.

Директор НП «Совет производителей энергии» (объединение генкомпаний и их стратегических акционеров) Игорь Миронов объясняет сравнительно низкую цену КОМа, сформированную в зонах Центра и Урала, так: «Наиболее «дорогие» станции подали заявки в ФСТ как «вынужденные генераторы» и будут работать в 2011 году по тарифу. Соответственно, заявки на конкурентный отбор подавались «эффективными» станциями, поэтому цена, которая сложилась, достаточно адекватна».



Теги: