Время собирать сети

18 Мар 2011 | Автор: admin |

В ходе заседания президиума Госсовета, состоявшегося на минувшей неделе на Саяно-Шушенской ГЭС, президент РФ Дмитрий Медведев подверг резкой критике ситуацию с тарифами на электроэнергию и состояние распределительного сетевого хозяйства и дал поручение правительству до 15 августа разработать комплексный план модернизации электроэнергетики.

Неудовлетворительное состояние сетей низкого класса напряжения уже в который раз становится объектом пристального внимания, в том числе на самом высоком уровне. Слабая эффективность управления, помноженная на высокую степень моральной и физической изношенности энергообъектов, в последнее время все чаще оказывается причиной сбоев в работе энергосистемы. Это еще раз доказали события конца декабря, когда в результате «ледяного дождя» без электроснабжения остались тысячи жителей Центральной России.

Участники рынка признают наличие серьезных проблем в распредкомплексе и выделяют несколько причин такой ситуации. Так, председатель правления Федеральной сетевой компании (ФСК), управляющей магистральными электросетями 220 кВ и выше, Олег Бударгин по итогам заседания заявил в интервью СМИ, что на сегодняшний день в сетевом комплексе работают 72 собственника, из которых 64 не зарегистрированы в реестре, но при этом эксплуатируют 471 энергообъект и 15 тыс. км сетей. «При этом основном они занимаются поддержкой работы сетей, инвестиций в их развитие практически нет», — подчеркнул он. Не самую простую ситуацию в энергетике усугубляет и отсутствие четких планов развития энергетических комплексов в регионах России. Соответствующие программы на сегодняшний день только разработаны только в 23 из 75 регионов, с которыми у ФСК подписаны соглашения о сотрудничестве.

Чтобы исправить положение предлагается несколько решений. Во-первых, необходимо провести тщательный аудит состояния сетей и их принадлежности, чтобы четко понимать существующую картину. Кроме того, звучали предложения разработать Сетевой кодекс, который бы определил правила поведения и принципы взаимодействия всех участников процесса передачи — начиная от производителей и поставщиков электроэнергии и заканчивая ее оптовыми потребителями. Документ, который должен стать обязательным для исполнения всеми заинтересованными сторонами, может резко повысить эффективность работы всего электросетевого комплекса, позволит оптимизировать порядок развития, эксплуатации и использования энергетической инфраструктуры. На сегодняшний день такие документы уже существуют в ряде европейских стран. Например, электросетевые компании Германии руководствуются Кодексом магистральных сетей, в Италии действует Кодекс передачи, диспетчирования, развития и безопасности, в Голландии работу компаний сетевого сектора регламентируют Сетевой кодекс и Системный кодекс, в Дании, Финляндии, Норвегии и Швеции — Сетевой кодекс Скандинавии.

На том же Госсовете было предложено вернуться к идее передачи в управление или приватизации региональных распределительных сетевых компаний, которые сегодня находятся под контролем холдинга МРСК. В свою очередь, министр экономического развития Эльвира Набиуллина предложила вначале провести эксперимент — передать в управление некоторые МРСК и после этого уже принимать окончательное решение.

Напомним, что продажа или передача в управление МРСК частным, в том числе иностранным, компаниям была заложена в концепцию реформы электроэнергетики, согласно которой в 2011 году должен быть снят мораторий на приватизацию распредсетей. Однако понять, насколько бизнес готов взять на себя развитие этого комплекса, пока сложно. Сегодня данный сектор требует огромных инвестиций в развитие. А учитывая ограничения по росту тарифов и разновременный переход МРСК на RAB, окупаемость вложений может составить достаточно длительный срок. Да и с организационно-технологической точки зрения в стране не так много компаний, которые могут обеспечить эффективную работу одной из ключевых отраслей экономики.

Единственной пока, кто публично заявил о готовности принять участие в эксперименте, стала опять же государственная ФСК. «Я согласен с предложением министра экономического развития об организации эксперимента по передаче в управление отдельных региональных компаний, но при условии, что ФСК также будет участвовать в эксперименте», — отмечал Бударгин после заседания Госсовета. Эксперты эту инициативу воспринимают по-разному. Одни считают, что передача распредесетей от одной госкомпании к другой не будет эффективной и противоречит идеологии реформы. Другие обращают внимание на то, что ФСК, управляющая магистральными сетями, год от года повышает эффективность их работы и снижает издержки.

В частности, только на проведении конкурсов по выбору подрядчиков в 2010 году компания сэкономила более 40 млрд рублей от первоначальной цены контрактов, которые дополнительно были направлены на модернизацию и строительство энергоообъектов. В пользу интеграции магистральных и распределительных сетей говорит и тот факт, что вплоть до 2008 года ФСК уже осуществляла управление распредсетевыми компаниями и, по различным оценкам, делала это вполне неплохо.

Кроме того, это решение позволило бы избежать ситуаций, когда построенные магистральные объекты не могут выйти на проектную мощность из-за отсутствия вводов распредсетевых объектов. К примеру, в соответствии с подписанным между ФСК и правительством Санкт-Петербурга соглашением, направленным на повышение надежности электроснабжения потребителей Северной столицы, компания осуществила масштабный проект строительства подстанции 330 кВ Центральная в Санкт-Петербурге.

Отвечающая последнему слову техники подстанция была введена в работу еще в июне 2010 года, но до сих пор работает с нулевой загрузкой. Дело в том, что для передачи мощности в распределительную сеть необходимы линии электропередачи 110 кВ, строительство которых находится в зоне ответственности распределительной компании, в частности — ОАО «Ленэнерго». Завершить возведение этих энергообъектов планировалось еще к 2008 году. Однако до сих пор завершено строительство только одной линии — кабельной линии 110 кВ Центральная — Кутузовская.

Также ввиду неготовности сетей МРСК на неопределенное время отложена сдача в эксплуатацию подстанции 220 кВ Вышестеблиевская в Краснодарском крае. Энергообъект предназначен для обеспечения электроэнергией потребителей энергодефицитного Таманского полуострова, в том числе — ряда агропромышленных комплексов, ЗАО «Таманьнефтегаз», а также нескольких населенных пунктов региона. Подстанция поставлена под нагрузку 10 ноября 2010 года и, по подсчетам ее начальника Евгения Кузнецова, до 10 марта 2011 года могла бы обеспечить потребителей 500 млн кВтч электроэнергии. Получается, что развитие энергосистемы региона объективно сдерживается неготовностью распределительных сетей.

Кстати, первый вице-премьер России Игорь Шувалов также считает, что «вопрос приватизации ФСК и межрегиональных распределительных сетевых компаний нужно обсуждать не только с бизнесом, но и с самой ФСК». Об этом он сообщил в среду в кулуарах Гайдаровского форума-2011. «Я считаю, что эту проблему надо очень серьезно рассматривать не только с точки зрения региональных сетевых хозяйств, но и в совокупности с ФСК, надо ответить на вопросы, какие сложности у нас возникнут в связи с полным разделом имущественных блоков и какие перспективы альтернативного характера», — сказал он. По словам И. Шувалова, ФСК — это основная физическая инфраструктура обеспечения энергобезопасности страны и «ближайших соседей». «Вопрос очень сложный, нам с энергетиками и экономистами надо внимательно посмотреть, как этот вопрос лучше решить», — сказал он.

По итогам Госсовета президент РФ поручил правительству России до 15 августа разработать комплексный план по модернизации электроэнергетики. По оценкам экспертов, первых предложений можно будет ждать уже через месяц-полтора. Из них станет понятно, в какую сторону двинется электроэнергетика в целом и сетевой комплекс в частности.



Теги: , ,